Рочберг,

(Рокберг) Джордж (Rochberg; 5.7.1918, Патерсон, Нью-Джерси – 29.5.2005, Филадельфия). Американский композитор. Учился в нью-йоркской высшей музыкальной Школе Маннеса (1939–1942), затем, после прохождения военной службы – в филадельфийском Кёртис-институте, в том числе у Джан Карло Менотти (1945–1947), там же преподавал с 1948 по 1954 год. В 1951–1960 работал главным редактором музыкального издательства Прессер (Presser), в 1960–1983 преподавал композицию в Пенсильванском университете. Был удостоен множества наград, избран членом Американской академии искусств и литературы. Творчество Рочберга – образец последовательного и осознанного эпигонства. До начала 1950-х он писал бодрую ритмичную музыку в манере и (оркестровые пьесы 1948–1949, впоследствии вошедшие в 1-ю симфонию, завершена в 1957). В 1950, познакомившись в Риме с , увлекся серийной техникой и стал работать в экспансивной манере (Камерная симфония для 9 инструментов, 1953; кантата Давид Псалмопевец (David, the Psalmist) для тенора с оркестром, 1954; 2-я симфония, 1956). Затем переориентировался на более изысканную и детализированную манеру (Челтнемский концерт (Cheltenham Concerto) для малого оркестра, 1958; 2-й струнный квартет с солирующим сопрано, слова Р.М. Рильке, 1961; 1-е фортепианное трио, 1963) и стал пользоваться приемом наложения различных темпов в духе (La bocca della verità (Уста истины) для гобоя и фп., 1959; Промежуток времени-2 (Time-Span II) для оркестра, 1962). Семейная трагедия, пережитая в 1964 году, побудила Рочберга отказаться от серийной техники, которая, по его мнению, неоправданно ограничивает композитора и мешает его полноценному самовыражению, поскольку неспособна передать сильные чувства и искренние душевные движения, отчаяние и надежду. Музыка Рочберга, созданная с середины 1960-х, в значительной степени основана на цитатах; апеллируя к мастерам прошлого (а иногда и настоящего), он стремился расширить эмоциональный спектр своего искусства и приумножить силу его воздействия. Характерный ранний образец «синтетической» манеры Рочберга – Contra mortem et tempus (Против смерти и времени) для скрипки, флейты, кларнета и фп. (1965), где процитированы , , и . В дальнейшем объектами цитирования для Рочберга становились Бах (Nach Bach (После Баха) для клавесина или фп., 1966), Бетховен, , и др. В таких партитурах, как струнные квартеты № 4–6 (1977–1978), Струнный квинтет (1982), симфонии № 5 (1985) и 6 (1987) и др., Рочберг комбинирует цитаты из самых разных источников и аллюзии на самые разные музыкальные стили. По его замыслу, получаемый в результате конгломерат, включающий как непритязательную диатонику, так и изощренную хроматику, со всеми промежуточными ступенями, отражает многогранность и внутреннюю противоречивость мира; один из его относительно часто звучащих оркестровых опусов так и называется – Imago mundi (Образ мира, 1973). Музыкальный мир, сотворенный Рочбергом, богат неоромантическими красивостями и не лишен привлекательности как для концертной аудитории, так и для исполнителей. Среди первых интерпретаторов его музыки – такие знаменитости, как Джордж Сэлл (2-я симфония), Исаак Стерн (Скрипичный концерт, 1974), Георг Шолти (5-я симфония), Лорин Маазель (6-я симфония), трио Beaux Arts (2-е и 3-е фортепианные трио, 1986 и 1990), Вольфганг Заваллиш (Концерт для кларнета с оркестром, 1996). Особым источником вдохновения для Рочберга была японская школа живописи и ксилографии укиё-э, под влиянием которой он создал триптих благозвучных созерцательных камерных пьес, как всегда, с философским подтекстом: Картины изменчивого мира (Pictures of the Floating World) для арфы (1973), Медленные огни осени (Slow Fires of Autumn) для флейты и арфы (1978) и Между двумя мирами (Between Two Worlds) для флейты и фп. (1982). Перу Рочберга принадлежит ряд музыкально-теоретических и критических работ.