Шельси,

Джачинто (Мария), граф Д’Айяла Вальва (Scelsi, Conte di Ayala Valva; 8.1.1905, Специя – 9.8.1988, Рим). Итальянский композитор. Принадлежал к богатой аристократической семье сицилийского происхождения, с испанскими корнями, рано обнаружил выдающиеся музыкальные способности, но формального музыкального образования не получил. Некоторое время брал уроки композиции в Риме у Джачинто Саллюстио, возможно также у и , позднее изучал творчество в Женеве под руководством Эгона Кёлера. В середине 1930-х, будучи в Вене (?), общался с музыкантами из круга и познакомился с основами додекафонии. До Второй мировой войны вел космополитический образ жизни, обычный для человека его круга, был женат на родственнице британской королевской семьи (прозвище жены – «Ти» (от «Дороти») – фигурирует в названиях двух произведений Шельси). В 1937–1938 на собственные средства, при участии Петрасси, организовал в Риме цикл концертов современной музыки с программами из произведений Шёнберга, , , , и др.; цикл продлился недолго из-за введения в фашистской Италии расовых законов по немецкому образцу. К тому времени приобрел определенную известность как композитор, но ни тогда, ни позднее специально не заботился о признании и распространении своей музыки. Раннее (до середины 1940-х) творчество Шельси стилистически неоднородно и свидетельствует о его свободной ориентации в современных течениях – от французского неоклассицизма до Новой венской школы. В 1940-х Шельси испытал творческий и психологический кризис (часть этого десятилетия он провел в швейцарских психологических лечебницах). Новую духовную опору он обрел в восточных мистических учениях. Совершил путешествие (или несколько путешествий) в Индию и/или Непал (?), а в начале 1950-х поселился в Риме, где вел в основном незаметное существование, мало участвуя в музыкальной и культурной жизни (в 1960–1970-х сотрудничал с группой авангардной импровизации Nuova consonanza под руководством Франко Эванджелисти (Evangelisti, 1926–1980), общался с приезжавшими в Рим иностранцами – , Элвином Карреном, , французскими композиторами круга и др.). Считал себя не композитором, а медиумом, воспринимающим музыкальные «послания» из потусторонних миров в процессе медитации и импровизирования на фп. или, в поздние годы, на одноголосном электронном клавишном инструменте Ondiola; иногда в импровизациях Шельси принимали участие музыканты, близкие ему по духу, в том числе певица Митико Хираяма, виолончелистка Фрэнсис Мари Уитти, флейтистка Карин Левин, контрабасист Фернандо Грилло. Значительная часть музыки Шельси 1950–1970-х годов имеет мало общего с западной традицией. Для него более важна восточная идея интенсивного вслушивания в отдельный, обособленный звук. Последний, по Шельси, представляет собой род космической энергии и имеет, наряду с длительностью и высотой, также третье измерение; обертоны указывают на наличие этого измерения, но звук как таковой все равно остается непостижимым во всей своей сложности. Идея движения вглубь «третьего измерения» звука наиболее последовательно воплотилась в одном из самых известных произведений Шельси – Четырех пьесах (на одной ноте) для камерного оркестра. В каждой из пьес есть только одна нота (соответственно [f], [h], [as] и [a]); варьирование тембра, колебания динамики и сдвиги на микрохроматические интервалы дают ноте жизнь, превращая ее в многомерный звук. Если концепция Четырех пьес обнаруживает по меньшей мере внешнее, поверхностное сходство с идеей тембровой мелодии и с концепциями, которые примерно в тот же период независимо друг от друга разрабатывали , и , а некоторые другие опусы Шельси 1950-х местами ассоциируются с музыкой Скрябина, Бартока, Прокофьева или с ориентальным фольклором, то творчество Шельси следующего периода позволяет говорить о нем как об одной из самых своеобразных фигур музыки ХХ века. Центральную, наиболее весомую часть наследия Шельси составляют относительно крупные (продолжительностью от 10 до 20 минут), в основном многочастные оркестровые партитуры (в том числе с хором), созданные между 1960 и 1974: Hurqualia, Aiôn, Chukrum, Hymnos, Anahit, Uaxuctum, Konx-Om-Pax, Pfhat. Все эти заглавия имеют религиозно-ритуальные коннотации, и большинство из них отсылает к культурному наследию древних цивилизаций: Hurqualia – ираноязычный термин, указывающий на «иное царство»; Aiôn (эон) – олицетворение вечности в греческой мифологии; Anahit – имя богини любви у древних армян и некоторых других народов Передней Азии (эта пьеса отличается от остальных сравнительно спокойным, лирическим тоном); Uaxuctum – искаженное название одного из городов индейцев майя; заклинание Konx-Om-Pax будто бы произносилось жрецом во время элевсинских мистерий и, кроме того, Pax по-латыни означает «мир», а Om – многозначный священный слог в санскрите. Заглавие Pfhat не поддается расшифровке, идея произведения поясняется его подзаголовком: Вспышка… – и небо раскрывается! Музыка всех названных опусов статична и сурова, но далеко не так элементарна, как в Четырех пьесах: исходные унисоны, постепенно расслаиваясь, преобразуются в напряженно вибрирующие вертикальные комплексы, дальнейшее развитие которых, часто «подстегиваемое» активной ритмической работой ударных или внезапными вторжениями контрастного материала, может приобретать подлинно эпический размах. Обычно Шельси оказывает предпочтение низкому регистру оркестра, лишь изредка (как, например, в финале Pfhat, рисующем внезапно «раскрывшееся» небо) заставляя звучать только самые высокие и светлые тембры. Камерные произведения Шельси того же периода выдержаны в столь же лапидарном, жестком, почти лишенном украшений стиле и также часто носят странные названия на древних или несуществующих языках. Как в оркестровых, так и в камерных партитурах обильно используются микрохроматизмы и необычные приемы вокального и инструментального исполнения вплоть до шумовых эффектов.

Развивая «эзотерическую» линию своего творчества, отмеченную влиянием восточного мистицизма, Шельси сочинял и духовную музыку католической традиции на основе старинных церковных ладов (Три духовные песни, 3 латинские молитвы, Антифоны (на имя Иисус)). Местом, где проходит граница между Западом и Востоком, он считал Рим, а точнее свою квартиру, расположенную в непосредственной близости от Форума. Интерес музыкального мира к личности и творчеству Шельси оживился на склоне его лет: в 1970-х его «открыли» молодые французские композиторы, увидевшие в нем предтечу спектральной музыки. После смерти Шельси широкую огласку получил тот факт, что для оформления своих импровизаций в виде партитур он пользовался услугами ассистентов. В некоторых публикациях авторство Шельси ставилось под сомнение. Впрочем, он внимательно контролировал работу ассистентов и не делал секрета из своих методов, так что сомнение в данном случае едва ли можно считать обоснованным.

Шельси опубликовал 4 сборника стихов на французском языке (1949, 1954, 1962, 1986). С 1987 в Риме действует фонд имени сестры Шельси (Fondazione Isabella Scelsi), организующий фестивали и концерты и выпускающий издания, посвященные его творчеству.

Для орк. и больших инстр. анс. (свыше 10 музыкантов), в том числе с хором: Ротационная машина (Rotativa), 3 фп., дух., уд. (1929); Симфониетта (1932); Концертино для фп. с орк. (1934); Прелюдия, ариозо и фуга (1936); Интродукция и фуга, стр. (1945); Рождение Слова (La nascita del Verbo), хор и орк., сл. Ш. (1948); Четыре пьесы (на одной ноте) (Quattro pezzi su una nota sola), кам. орк. (1959); Hurqualia, иное царство, группа инстр. с электр. усилением и орк. (1960); Aiôn, 4 эпизода одного дня Брахмы (1961); Chukrum, стр. (1963); Hymnos, 2 орк. и орг. (1963); Anahit, лирическая поэма, посвященная Венере, скр. и 18 инстр. (1965); Anâgâmin, тот, кто выбирает, вернуться или нет, 12 стр. (1965); Uaxuctum, легенда о городе индейцев майя, уничтоженном ими по религиозным соображениям, хор, волны Мартено, орк. (1966); Ohoi, творческие начала, 16 стр. (1966); Природа обновляется (Natura renovatur), 11 стр. (1967); Konx-Om-Pax, три аспекта звука: как первого движения неподвижного, как творческой силы, как слога «Ом», хор, орг., орк. (1969); Pfhat, вспышка… – и небо раскрывается!, хор, орг., орк. (1974).

Для фп.: Ротационная машина (Rotativa), версия для 2 фп. (1930); 40 прелюдий (1930–1940); 6 пьес из Paralipomeni (1930–1940); 2-я сюита 12 малых пророков (I dodici profeti minori) (1934 ?); Токката (1934); Поэмы (1934–1939); 5-я сюита Цирк (Il Circo) (1935); 6-я сюита Прихоти Ти (I capricci di Ty) (1938–1939); 7-я сюита (1939); Испания (Hispania), триптих (1939); 2-я соната (1939); 3-я соната (1939); Вариации и фуга (1940); 4-я соната (1941); 8-я сюита Bot-Ba, тибетские ритуалы, молитвы и танцы (1952); Четыре иллюстрации [превращений Вишну] (Quattro illustrazioni, 1953); Пять заклинаний (Cinque incantesimi, 1953); 9-я сюита Ttai, ряд эпизодов, поочередно выражающих время – или, точнее, время в движении, и человека, символом которого служат соборы и монастыри… (1953); 10-я сюита Ka, слово «Ka» имеет много смыслов, но главный из них – «сущность» (1954); Музыка действия (Action Music, 1955); 11-я сюита (1956); Aitsi, с электр. усилением (1974); Прощание (Un Adieu, 1988).

Для орг.: In Nomine Lucis (Во имя света) I, V (1974).

Др. инстр. муз.: Дорога сердца (Chemin du coeur), скр. и фп. (1929); Диалог (Dialogo), влч. и фп. (1932); Соната для скр. и фп. (1934); Фп. трио (1936); Баллада, влч. и фп. (1943); 1-й стр. квартет (1944); Маленькая сюита (Piccola suite), фл. и клар. (1953); 2-й дивертисмент, скр. (1954 ?); Молитва за тень (Preghiera per unombra), клар. (1954); Pwyll, фл. (1954); Quays, альт. фл. (ок. 1954); 3 этюда, мал. клар. (1954); 3-й дивертисмент, скр. (1955); 4-й дивертисмент, скр. (1955); Целакант (Coelocanth), альт (1955); Hyxos, альт. фл., гонг и колокольчик (1955); 5-й дивертисмент, скр. (1956); Ixor, клар. или гоб. (1956); 4 пьесы, труба (1956); 3 пьесы, труба или сакс. (1956); 4 пьесы, влт. (1956); 3 этюда, альт (1956); 3 пьесы, трбн. (1956); Трилогия, три возраста человека: Triphon, Dithome, Ygghur, влч. (1956–1965); Manto, альт (1957); Rucke di guck, фл.-пикк. и гоб. (1957); Элегия для Ти (Elegia per Ty), альт и влч. (1958); Предзнаменования (I presagi), тен.-сакс., 8 медн. дух., уд. (1958); Стр. трио (1958); Kya, клар. и 7 инстр. (1959); 2-й стр. квартет (1961); Обряды: погребение Ахилла (Riti: i funerali dAchille), уд. (4 исполн.) (1962); Обряды: погребение Александра Великого (323 год до н.э.) (Riti: i funerali dAlessandro Magno (323 BC)), к.-фаг., туба, эл.-орг., уд., кб. (1963); 3-й стр. квартет (1963); Xnoybis, скр. (1964); 4-й стр. квартет (1964); Duo, скр. и влч. (1965, обр. для скр. и кб. 1977); Ko-Lho, фл. и клар. (1966); Обряды: погребение Карла Великого (814 год) (Riti: i funerali di Carlo Magno (AD 814)), влч. и уд. (1967); Elohim, 10 стр. (1967 ?); Ko-Tha, 3 танца Шивы (3 Dances of Shiva), гит., трактуемая как уд. инстр. (1967, обр. для кб. 1972, обр. для влч. с 6 струнами 1978); Okanagon, арфа, тамтам, кб. (1968); Ночи (Nuits), 2 пьесы, кб. (1972); Окрыленная душа (L’âme ailée), скр. (1973); Открытая душа (L’âme ouverte), скр. (1973); Радуга (Arc-en-ciel), 2 скр. (1973); Prânam II, 9 инстр. (1973); Господину (To the Master), влч. и фп. (1974); Путешествия (Voyages), 2 пьесы для влч.: Волшебная река (Le fleuve magique) и Он шел один (Il allait seul) (1974); А теперь ваш ход (Et maintenant cest à vous de jouer), влч. и кб. (1974); Dharana, влч. и кб. (1975); Kshara, 2 кб. (1975); Maknongan, любой бас. инстр. (1976); 5-й стр. квартет, памяти Анри Мишо (1984, обр. фп. пьесы Aitsi, 1974).

Др. вок. муз.: Три песни весны (Tre canti di primavera), гол. и фп., сл. С. Алерамо (1933); 3 песни, гол. и фп., сл. Г. Д’Аннунцио (1933); Пропавшие (Perdus), жен. гол. и фп., сл. Ж. Валя (1937); Yamaon, Ямаон пророчествует народу о завоевании и разрушении города Ур, бас, 2 сакс., к.-фаг., уд., кб. (1954–1958); Три народные песни (Tre canti popolari), хор (1958); Три духовные песни (Tre canti sacri), хор (1958); Hô, 5 песен, сопр. (1960); Wo-Ma, бас (1960); Khoom, 7 эпизодов ненаписанной истории о любви и смерти в одной далекой стране, сопр., влт., стр. квартет, уд. (2 исполн.) (1962); Lilitu, жен. гол. (1962); Taiagarù, 5 заклинаний, сопр. (1962); Olehö, жен. гол., 2 гонга (1963); Yliam, жен. хор (1964); CKCKC, гол. и манд. (1 исполн.) (1967); Kövirügivogerü, 1 гол. (1967); TKRDG, 6 муж. гол., эл.-гит., уд. (3 исполн.) (1968); Ogloudoglou, гол. и уд. (1 исполн.) (1969); 3 лат. молитвы, гол. или унисонный хор (1970); Антифоны (на имя Иисус) (Antifona sul nome Gesú), тен., муж. хор (1970); Великое святилище (Le grand sanctuaire), 2 песни, тен. (1970); Песни Козерога (Canti del capricorno), 20 песен, сопр. с эпизодич. использованием инстр. (1962–1972); Prânam I, памяти Христу, сопр., 12 инстр. и магн. (1972); Sauh I, II, 2 жен. гол. (1973); Sauh III, IV, 4 жен. гол. (1973); Manto per quattro, гол., фл., трбн., влч. (1974); Litanie, 2 жен. гол. или гол. и магн. (1975).

Стихи и др. тексты в посмерт. изд. сб.: Les anges sont ailleurs… Arles, 2006; L’homme du son. Arles, 2006; автобиогр.: Il Sogno 101. Arles, 2009.